Панорама современного естествознания, основные критерии научности естественных и гуманитарных дисциплин.
Страница 6

Биология » Концепции современного естествознания » Панорама современного естествознания, основные критерии научности естественных и гуманитарных дисциплин.

Аналогичные проблемы возникают также при анализе таких гипотетических, но достаточно широко известных публике объектов как черные дыры.

С точки зрения теории ими могут быть тяжелые объекты, например отгоревшие звезды с массой в много раз превышающих солнечную. Сила тяжести около таких объектов так велика, что они стягивают все вещество в «точку». В нее как в бездонную бочку проваливается и излучение и частицы, окружающие эту звезду, и ничего уже вырваться не может (отсюда и название – черная дыра). Как же ее можно тогда обнаружить? Только по последнему «вскрику» – характерному рентгеновскому излучению, засасываемого и падающего в нее вещества. Сейчас среди известных астрофизических объектов имеется около десяти претендентов на роль черной дыры. Но это требует еще более строгих доказательств. Если они в действительности существуют (а в этом мало кто сомневается), то возможно черные дыры являются зародышем новых Вселенных или окнами в совершенно другие миры.

Существуют и более сложные проблемы в космологии, которые лежат пока вне досягаемости науки (а может быть и вовсе за пределами ее возможностей):

Чем отличалась точка, из которой зародилась Вселенная, от всех прочих?

Почему именно в «этот» момент произошел Большой Взрыв, не раньше и не позже?

Что было за секунду (час, год) до Большого Взрыва?

Что находится за пределами видимой Вселенной?

Почему Вселенная такова, какова она есть, хотя теоретически существует не одна равноценная возможность?

Почему мировые константы (гравитационная постоянная, постоянная Планка и т.д.) таковы, что именно при таком сочетании значений и возможна в принципе жизнь, и при малейших их изменениях она становится абсолютно невозможной?

Гуманитарная культура основывается главным образом на творческом, идеологическом восприятии процессов и явлений окружающего мира. Гуманитарий не использует опытного эксперимента в своем пути исследования. Скорее идет восприятие духовный, историко-культурных начал и через "дух" эпохи идет объяснение закономерностей мира. Однако не каждая гуманитарная культура может претендовать на роль научной картины мира. Даже в современном научном сообществе идет постоянный поиск критериев научности того или иного изобретения или открытия. Возникает вопрос - чем же можно отличить науку от не научного знания. Условно говоря отметим критерии научности:

- наличие объекта и предмета исследования;

-наличие границ и рамок, в каком поле идет исследование;

-наличие методики и методологии в исследовании;

-наличие специального научного аппарата исследования;

-специальные кафедры и научные институты, где работают специалисты, занимающиеся данным вопросом.

Столь условное обозначение критериев научности гуманитарной культуры можно конечно видоизменить, но с полным основанием можно отмести от науки, всякое направление, типа "магии, астрологии, гадания, хиромантии и.п." Гуманитарная культура долгие годы существовала в едином контексте с естественнонаучным направление, примерно до ХVIII века. Однако уже в ХIХ веке возник феномен как диалог двух культур.

Бывали такие случаи, когда возникал спор, что приоритетнее - естественнонаучное или гуманитарное направление, своего рода спор "лириков" и "физиков". В современном мире роль гуманитарной культуры огромна, главным образом, в распространении общекультурных, гуманных ценностей и творческих идей в преобразовании мирового сообщества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Рекомендуем к прочтению:

Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека
Опорно-двигательный аппарат человека состоит из сочлененных между собой костей скелета, к которым в определенных точках прикрепляются мышцы. Кости скелета действуют как рычаги, которые имеют точку опоры в сочленениях и приводятся в движен ...

Сущность процессов, происходящих в желудочно-кишечном тракте
Ежесуточно взрослый человек должен получать около 80—100 г белков, 80—100 г жира и 400 г углеводов. Они поступают с пищей. Вместе с ними в пище содержатся минеральные соли, микроэлементы, витамины, а также балластные вещества, которые явл ...

Древняя, старая и новая кора, их значение
Кора больших полушарий головного мозга, слой серого вещества толщиной 1—5 мм, покрывающий полушария большого мозга млекопитающих животных и человека. Эта часть головного мозга, развившаяся на поздних этапах эволюции животного мира, играет ...