Развитие техногенной цивилизации
Страница 1

Биология » Естествознание в измененном мире » Развитие техногенной цивилизации

Нынешняя эпоха развития человечества - эпоха современной техногенной цивилизации - имеет ряд специфических черт и особенностей. Прежде всего это касается науки, так как она определяет успехи и достижения в познании мира и во всех иных сферах человеческой деятельности.

Наука сегодня рассматривается как элемент культуры, взаимосвязанный и взаимодействующий со всеми другими элементами культуры. Кроме того, подчеркивается единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, так как все гуманитарные явления через мировоззрение, мироощущения, соответствующие данной эпохе, несут на себе "печать" естественнонаучной культуры, а любое открытие в естествознании - "детище" конкретной исторической эпохи. Еще в 1932 г. величайший представитель науки и культуры ХХ столетия Э. Шредингер в работе "Зависит ли наука от общества?" отмечал, что " . все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой" и что " научные открытия, даже кажущиеся в данный момент наиболее передовыми и доступными пониманию немногих избранных, все же бессмысленны без своего культурного контекста." Говоря об особой роли науки в современном мире и ее специфике, имеется в виду следующее:

- наука - элемент культуры;

- научные результаты, особенности науки, перспективы ее развития становятся понятными только в культурно-историческом контексте;

- наука - основа техники, технологический базис современной цивилизации;

- гуманитаризация науки, переосмысление роли и места науки в жизни и развитии человеческого общества, сохранении цивилизации;

- целостность научного знания, разработка и создание единой картины мира;

- взаимное влияние и взаимодействие наук, отход от узкой дисциплинарности, интеграция научного знания;

- взаимодействие и взаимопроникновение естественнонаучного и гуманитарного знания;

- тенденции к преодолению разрыва между ними;

- особая роль естественных наук в современном мире, так как они являются не только фундаментом современной технологии, но и имеют огромное общекультурное значение.

Для современного этапа развития техногенной цивилизации характерно новое понимание специфики и особенностей процесса познания. Раскрытие особенностей и стратегии научного познания (типа научной рациональности) привело к введению и осмыслению новой типологии научной рациональности, основанной на различии в интерпретации отношений познающего субъекта и исследуемого объекта (системы), а также рассмотрения объекта "в чистом виде" или учета неконтролируемого воздействия на него со стороны внешней среды - классический, неклассический, постнеклассический тип научной рациональности. Сегодня наблюдается переход от классического к неклассическому типу научной рациональности и новой парадигме, определяемой современным стилем научного мышления - эволюционно-синергетической парадигме, когда мир и процессы в мире рассматриваются с позиции развития (самоорганизации) открытых диссипативных систем.

Кроме того, для процесса научного познания характерны:

- единство процесса познания и методов познания;

- гибкость и многогранность мышления, проявляющиеся через соотношения эмоционально-чувственного, наглядно-образного, формально-логического и интуитивного мышления на различных этапах познания; взаимодействие и взаимосвязи левого и правого полушарий в познании и осмыслении мира;

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Синапс, виды и значение
Это место контактов 2ух клеток. они бывают центральными и переферическими. Синапс состоит из трех частей:пресинаптического окончания, синаптической щели и постсинаптической мембраны. Пресинаптическое окончание (синптическая бляшка)предста ...

Результаты и обсуждения. Параметры функционирования митоКАТФ канала у крыс с различной резистентностью, а также у животных, адаптированных к гипоксии
В этом разделе работы исследовались такие показатели, как дыхание МХ, скорость АТФ-зависимого К+ транспорта, количество К+ в МХ, а также чувствительность этого транспорта к АТФ у крыс с различной резистентностью к гипоксии. ...

Основные этапы развития нервной системы
Нервная система начинает развиваться на 3-ей неделе внутриутробного развития из эктодермы (наружного зародышевого листка). На дорсальной (спинной) стороне зародыша происходит утолщение эктодермы. Это формируется нервная пластинка. Затем ...