Характерные черты науки.
Страница 1

Не всякие знания могут быть научными. В человеческом сознании содержатся такие знания, которые не входят в систему науки и которые проявляются на уровне обыденного сознания.

Чтобы знания стали научными, они должны обладать, по крайней мере, следующими специфическими признаками (чер­тами): системностью, достоверностью, критичностью, общезна­чимостью, преемственностью, прогнозированностью, детерми­нированностью, фрагментарностью, чувственностью, незавер­шенностью, рациональностью, внеморальностью, абсолютностью и относительностью, обезличенностью, универсальностью.

Рассмотрим некоторые из этих признаков:

Системность.

Знания должны носить системный характер на основе определенных теоретических положений и прин­ципов. К числу важнейших задач системности относятся:

1) разработка средств представления исследуемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы;

3) исследование структуры теорий систем и различных систем­ных концепций и разработок. В системном исследовании ана­лизируемый объект рассматривается как определенное мно­жество элементов, взаимосвязь которых обуславливает це­лостное свойство этого множества.

Достоверность.

Знания должны быть достоверными, про­веренными на практике, проходящими проверку по оп­ределенным правилам, а потому убедительными.

Критичность.

Возможность определить на основании кри­тического рассмотрения рациональных моделей, историко-культурологические и естественно-научные знания на ос­нове сопоставления различных типов научных теорий. При этом наука всегда готова поставить под сомнение и пересмот­реть свои даже самые основополагающие результаты.

Общезначимость.

Все истинные знания рано или поздно становятся общепризнанными всеми учеными и способству­ют объединению всех людей. Следовательно, общезначимость является лишь одним из следствий истинности знания, а не критерием истины.

Преемственность.

Объективная необходимая связь между новыми и "старыми" знаниями в процессе изучения окружающего мира, при этом новые знания дополняют и обогащают "старые". Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития природы, общества, прогресса науки, техники, искусст­ва, для борьбы как с некритическим отношением к достиже­ниям прошлого, так и с

нигилистским отрицанием его.

Прогнозированность.

Знания должны содержать в себе возможность предвидения грядущих событий в определен­ной области действительности. В социальной сфере прогно­зирование составляет одну из научных основ социального управления (целеполагания, предвидения, программирования, управленческих решений).

Детерминированность.

Факты эмпирического характера должны быть не только описаны, но и причинно-объяснены и обусловлены, т. е. раскрыты причины изучаемых объектов действительности. В действительности же принцип детерми­низма как утверждение о существовании объективных закономерностей представляет собой только предпосылку науч­ного предвидения (но не тождественен ему). Принцип детер­минизма формулировался не только как утверждение о возможности предвидения, но и как общий принцип, обосно­вывающий практическую и познавательную деятельность, раскрывающий объективный характер последней.

Фрагментарность.

Наука изучает мир не в целом, а через различные фрагменты реальности и сама делится на отдель­ные дисциплины.

Чувственность.

Научные результаты требуют эмпиричес­кой проверки с использованием ощущения, восприятия, пред­ставления и воображения.

Незавершенность.

Хотя научное знание безгранично ра­стет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины.

Рациональность.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Семейство Гоферовые (Geomyidae)
В это семейство объединяют американских грызунов, внешне похожих на азиатских пластинчатозубых крыс и цокоров, но имеющих защечные мешки и 16 коренных зубов (вместе с предкоренными) — по 4 с каждой стороны верхней и нижней челюсти. Длина ...

Субтропическая жизнь от полюса до полюса
"Экранная" модель предполагает возможность существования субтропической жизни от полюса до полюса как результат одинаковых температурных условий на всей поверхности планеты. Существуют ли какие-нибудь свидетельства, указывающие ...

Глия
Глия – вспомогательные элементы нерв сис(ухажив за нейронами)глия делится на макроглию и микроглию макроглия- астроциты и олигодендрациты астроциты с помощью зацепок прикрепляются к сосуду и перекачивают О2 и СО2 и питат вещва, опора нейр ...