Характерные черты науки.
Страница 1

Не всякие знания могут быть научными. В человеческом сознании содержатся такие знания, которые не входят в систему науки и которые проявляются на уровне обыденного сознания.

Чтобы знания стали научными, они должны обладать, по крайней мере, следующими специфическими признаками (чер­тами): системностью, достоверностью, критичностью, общезна­чимостью, преемственностью, прогнозированностью, детерми­нированностью, фрагментарностью, чувственностью, незавер­шенностью, рациональностью, внеморальностью, абсолютностью и относительностью, обезличенностью, универсальностью.

Рассмотрим некоторые из этих признаков:

Системность.

Знания должны носить системный характер на основе определенных теоретических положений и прин­ципов. К числу важнейших задач системности относятся:

1) разработка средств представления исследуемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы;

3) исследование структуры теорий систем и различных систем­ных концепций и разработок. В системном исследовании ана­лизируемый объект рассматривается как определенное мно­жество элементов, взаимосвязь которых обуславливает це­лостное свойство этого множества.

Достоверность.

Знания должны быть достоверными, про­веренными на практике, проходящими проверку по оп­ределенным правилам, а потому убедительными.

Критичность.

Возможность определить на основании кри­тического рассмотрения рациональных моделей, историко-культурологические и естественно-научные знания на ос­нове сопоставления различных типов научных теорий. При этом наука всегда готова поставить под сомнение и пересмот­реть свои даже самые основополагающие результаты.

Общезначимость.

Все истинные знания рано или поздно становятся общепризнанными всеми учеными и способству­ют объединению всех людей. Следовательно, общезначимость является лишь одним из следствий истинности знания, а не критерием истины.

Преемственность.

Объективная необходимая связь между новыми и "старыми" знаниями в процессе изучения окружающего мира, при этом новые знания дополняют и обогащают "старые". Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития природы, общества, прогресса науки, техники, искусст­ва, для борьбы как с некритическим отношением к достиже­ниям прошлого, так и с

нигилистским отрицанием его.

Прогнозированность.

Знания должны содержать в себе возможность предвидения грядущих событий в определен­ной области действительности. В социальной сфере прогно­зирование составляет одну из научных основ социального управления (целеполагания, предвидения, программирования, управленческих решений).

Детерминированность.

Факты эмпирического характера должны быть не только описаны, но и причинно-объяснены и обусловлены, т. е. раскрыты причины изучаемых объектов действительности. В действительности же принцип детерми­низма как утверждение о существовании объективных закономерностей представляет собой только предпосылку науч­ного предвидения (но не тождественен ему). Принцип детер­минизма формулировался не только как утверждение о возможности предвидения, но и как общий принцип, обосно­вывающий практическую и познавательную деятельность, раскрывающий объективный характер последней.

Фрагментарность.

Наука изучает мир не в целом, а через различные фрагменты реальности и сама делится на отдель­ные дисциплины.

Чувственность.

Научные результаты требуют эмпиричес­кой проверки с использованием ощущения, восприятия, пред­ставления и воображения.

Незавершенность.

Хотя научное знание безгранично ра­стет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины.

Рациональность.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Неравновесная термодинамика. Рождение синергетики
Классическая термодинамика рассматривала изолированные системы, которые стремятся к равновесному состоянию, или же частично открытые системы, находящиеся вблизи от точки термодинамического равновесия. Поэтому для описания процессов самоор ...

Злаки
Хлебные злаки принято делить на две группы: • настоящие хлеба (злаки) — пшеница, рожь, ячмень, овес; • просовидные хлеба (злаки) — кукуруза, рис, просо, сорго. Различаются эти группы в первую очередь строением плода, который называют зе ...

Зелёные водоросли - одноклеточные, колониальные и многоклеточные
Зелёные водоросли (Chlorophyta) - отдел (тип) низших растений, характеризующихся зелёной окраской в связи с преобладанием в их клетках Хлорофилла. Зелёные водоросли содержат те же пигменты, что и высшие растения (хлорофиллы а и в, каротин ...