Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества
Страница 3

Биология » Концепции современного естествознания » Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества

В середине ХХ века были сделаны попытки доказать на практике возможность управления творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон утверждают: творческие способности развиваются посредством обучения. Фергюссон считает: творческие способности высвобождаются, поэтому лучшими формами являются игровые и проблемные методы обучения. Однако все известные на Западе методы активизации мышления сохранили старую технологию решения творческих задач – перебор всех возможных вариантов, т.е. «метод проб и ошибок».

Наш соотечественник Г.С. Альтшуллер разработал наиболее эффективные методы качественно новой технологии решения изобретательских задач – ТРИЗ. В основе ТРИЗ лежит представление о закономерном развитии технических систем. В течение более 10 лет автор исследовал патентный фонд, содержащий описания миллионов изобретений. Анализ позволил выявить ряд важнейших закономерностей развития технических систем, которые легли в основу решения изобретательской задачи.

Особое внимание в этом методе сосредоточено на цент­ральных этапах творческого процесса – анализе задачи и формировании новой идеи, поначалу кажущейся невероятной.

Г. С. Альтшуллер пишет, что «суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ пред­лагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества ста­новится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен». Основа ТРИЗ – законы диалектики и законы общей теории систем, а также постулат об объективном, закономерном развитии техники, принципом развития которой является техническое противоречие. Выявлены типовые формы противоречий, для их разрешения в ТРИЗ построены логические инструменты – «вещественно-полевой анализ» и «алгоритм решения изобретательских задач». Используя эти (или дополнительно введенные) ресурсы, разрешают техническое противоречие и устраняют конфликт, из-за которого возникла задача. Да­лее программа предусматривает развитие найденной идеи, извлечение из этой идеи максимальной пользы. В программе, в самой ее структуре и правилах выпол­нения отдельных операций отражены объективные зако­номерности развития технических систем. Поскольку программу реализует человек, АРИЗ предус­матривает операции по управлению психологическими фак­торами. Эти операции позволяют гасить психологическую инерцию и стимулировать работу воображения. Значитель­ное психологическое воздействие оказывает само существование и применение АРИЗ: программа придает уверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специальности и, главное, все время ориентирует работу мысли в наиболее перспективном направлении. АРИЗ имеет и конкретные психологические операторы, форсирующие воображение.

Таким образом, каждый человек обладает творческими способностями, но развить их можно только в процессе деятельности. Закономерностей художественного творчества не существует, хотя есть некоторые общие стадии в этом процессе. Научить художественному творчеству нельзя, можно научить ремеслу, т.е. репродуктивной деятельности. Продуктивное воображение можно развить, но определяющую роль, конечно же, играет талант, индивидуальность человека. Что же касается научно-технического творчества, то знание закономерностей развития технических систем помогает выработать некий алгоритм решения изобретательской задачи.

Страницы: 1 2 3 


Рекомендуем к прочтению:

Выявление возбудителей брожения целлюлозы
Постановка опыта. Для получения накопительной культуры целлюлозоразрушающих бактерий используют среду Омелянского (приложение). В высокие пробирки на 2/3 заливают среду Омелянского, добавляют 1 г исследуемой почвы, затем пастеризуют 10 м ...

Строение нейрона. Классификация нейронов по количеству отростков. Классификация нейронов по функциям
Нейрон – нервная клетка, состоит из: дендрит, тело (ядро, мембрана, ядрышки, митохондрии, лизосомы, цитоплазма, эндоплазматические ретикулы шороховатые, если на них рибосомы и гладкие, аппарат гольджи), аксональный холмик, аксон, коллатер ...

Порядок осциллаториальные – oscillatoriales
Порядок объединяет нитчатые гомоцитные формы. Представителем может служить род осциллатория. Его виды часто образуют сине-зеленые пленки, покрывающие влажную землю, подводные предметы, или плавают в виде толстых кожистых лепешек на поверх ...