Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества
Страница 2

Биология » Концепции современного естествознания » Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества

Следующий этап творческого процесса – озарение, сопровождается вдохновением – небывалым подъемом внутренних духовных сил человека, и проявляется как инсайт – мгновенное осознание решения проблемы, интуитивное мышление. К факторам, способствующим «озарению» относятся: а) высокая увлеченность проблемой (страсть); б) вера в успех; в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке и т.п.).

4) Логическое обоснование найденной идеи решения, доказательство правильности решения. 5) Реализация решения. 6) Проверка найденного решения и его коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Таким образом, выявленный механизм творческого процесса представляет собой движение: сознание бессознательное сознание.

Созданы и продолжают создаваться различные приемы и методики усиления (развития) творческих способностей. Самыми «экзотические» из них являются приемы, разработанные и используемые Борисом Райковым. Это – внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность (выдающегося художника, музыканта и т.п.).

Среди других специальных методик наиболее известными, распространенными являются:

- «мозговой штурм» или брейнсторминг (А. Осборн, США) при работе в группе. Основные правила:

7-10 человек (из них только несколько специалистов);

запрет критики;

состояние релаксации, т.е. психической и мышечной расслабленности, комфорта;

все идеи фиксируются без авторства;

все собранные идеи передают группе экспертов для отбора наиболее ценных, как правило, таких бывает около 10 %.

- Синектический штурм (У. Гордон) включает 4 основанных на аналогии приема: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной, или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах об­разное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники).

- Метод фокальных объектов (фокальный – находящийся в фокусе внимания): признаки случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать инерцию и косность привычки.

- Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы. Имея запись по всем осям, и ком­бинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы в голову.

- Метод контрольных вопросов: составляется целый список наводящих вопросов (чем больше, тем лучше), типа: А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект? и т.п.

Все эти методы влияют на целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов, т.е. на воображение.

Воображение – процесс, создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение бывает пассивным (сон, грезы) и активным. Активное воображение делится на репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Мечта – это тоже воображение, связанное с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи – замысел, «вынашивание» замысла; реализация замысла (воплощение смысла).

Основные приемы воображения:

- «агглютинация» - «склеивание» различных, порой несоединимых в действительности частей, качеств;

- гиперболизация – увеличение и уменьшение предмета, изменение отдельных частей;

- схематизация (например, различия сглаживаются, сходство выступает явно);

- типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

- заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Язык воображения (и, прежде всего, искусства) – это метафора. Метафора представляет собой выражение одного явления через другое, позволяющее в ряде сопоставлений удержать многозначный смысл. Метафоричность предполагает особый взгляд на окружающий мир, способность делать такие сравнения и сопоставления, которые показывают привычные вещи в необычном ракурсе. Метафоры позволяют увидеть мир сквозь призму воображения, т. е. создать новую реальность.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Основные этапы развития нервной системы
Нервная система начинает развиваться на 3-ей неделе внутриутробного развития из эктодермы (наружного зародышевого листка). На дорсальной (спинной) стороне зародыша происходит утолщение эктодермы. Это формируется нервная пластинка. Затем ...

Работа Тимирязева по фотосинтезу
К.А. Тимирязев известен как пламенный борец за торжество материалистического мировоззрения, как блестящий экспериментатор и смелый ученый-демократ. Климент Аркадьевич Тимирязев родился 22 мая 1843 г. в Петербурге в дворянской, но демокра ...

Охота с собаками
При охоте на кабана применяются как породистые (лайки, гончие, фокстерьеры, ягдтерьеры и др.), а также и беспородные собаки. Но для зверовых охот наилучшей породой является лайка. Охотиться можно с одной или лучше с двумя собаками, ведя и ...