Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества
Страница 2

Биология » Концепции современного естествознания » Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества

Следующий этап творческого процесса – озарение, сопровождается вдохновением – небывалым подъемом внутренних духовных сил человека, и проявляется как инсайт – мгновенное осознание решения проблемы, интуитивное мышление. К факторам, способствующим «озарению» относятся: а) высокая увлеченность проблемой (страсть); б) вера в успех; в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке и т.п.).

4) Логическое обоснование найденной идеи решения, доказательство правильности решения. 5) Реализация решения. 6) Проверка найденного решения и его коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Таким образом, выявленный механизм творческого процесса представляет собой движение: сознание бессознательное сознание.

Созданы и продолжают создаваться различные приемы и методики усиления (развития) творческих способностей. Самыми «экзотические» из них являются приемы, разработанные и используемые Борисом Райковым. Это – внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность (выдающегося художника, музыканта и т.п.).

Среди других специальных методик наиболее известными, распространенными являются:

- «мозговой штурм» или брейнсторминг (А. Осборн, США) при работе в группе. Основные правила:

7-10 человек (из них только несколько специалистов);

запрет критики;

состояние релаксации, т.е. психической и мышечной расслабленности, комфорта;

все идеи фиксируются без авторства;

все собранные идеи передают группе экспертов для отбора наиболее ценных, как правило, таких бывает около 10 %.

- Синектический штурм (У. Гордон) включает 4 основанных на аналогии приема: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной, или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах об­разное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники).

- Метод фокальных объектов (фокальный – находящийся в фокусе внимания): признаки случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать инерцию и косность привычки.

- Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы. Имея запись по всем осям, и ком­бинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы в голову.

- Метод контрольных вопросов: составляется целый список наводящих вопросов (чем больше, тем лучше), типа: А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект? и т.п.

Все эти методы влияют на целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов, т.е. на воображение.

Воображение – процесс, создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение бывает пассивным (сон, грезы) и активным. Активное воображение делится на репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Мечта – это тоже воображение, связанное с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи – замысел, «вынашивание» замысла; реализация замысла (воплощение смысла).

Основные приемы воображения:

- «агглютинация» - «склеивание» различных, порой несоединимых в действительности частей, качеств;

- гиперболизация – увеличение и уменьшение предмета, изменение отдельных частей;

- схематизация (например, различия сглаживаются, сходство выступает явно);

- типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

- заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Язык воображения (и, прежде всего, искусства) – это метафора. Метафора представляет собой выражение одного явления через другое, позволяющее в ряде сопоставлений удержать многозначный смысл. Метафоричность предполагает особый взгляд на окружающий мир, способность делать такие сравнения и сопоставления, которые показывают привычные вещи в необычном ракурсе. Метафоры позволяют увидеть мир сквозь призму воображения, т. е. создать новую реальность.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

История применения дрожжей
Дрожжи были первыми микроорганизмами, которые человек стал использовать для удовлетворения своих потребностей. Основное свойство дрожжей, которое всегда было привлекательным для человека - это способность к образованию довольно больших ко ...

Плодовые тела аскомицетов
Различают следующие типы плодовых тел: клейстотеций – полностью замкнутое плодовое тело, перитеций – полузамкнутое, обычно кувшиновидное плодовое тело с отверстием на вершине, апотеций – открытое, обычно чашевидное плодовое тело, на верхн ...

Заключение.
Человек рождается как биологическое существо. Основная функция любой биосистемы (её специфическое отношение к окружающей среде) – это адаптация, приспособление к изменяющимся условиям существования. На этом уровне человек есть биологическ ...