Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчестваСтраница 2
Следующий этап творческого процесса – озарение, сопровождается вдохновением – небывалым подъемом внутренних духовных сил человека, и проявляется как инсайт – мгновенное осознание решения проблемы, интуитивное мышление. К факторам, способствующим «озарению» относятся: а) высокая увлеченность проблемой (страсть); б) вера в успех; в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке и т.п.). Сиалис и виагра сравнить какие есть преимущества у сиалиса перед виагрой.
4) Логическое обоснование найденной идеи решения, доказательство правильности решения. 5) Реализация решения. 6) Проверка найденного решения и его коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).
Таким образом, выявленный механизм творческого процесса представляет собой движение: сознание бессознательное
сознание.
Созданы и продолжают создаваться различные приемы и методики усиления (развития) творческих способностей. Самыми «экзотические» из них являются приемы, разработанные и используемые Борисом Райковым. Это – внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность (выдающегося художника, музыканта и т.п.).
Среди других специальных методик наиболее известными, распространенными являются:
- «мозговой штурм» или брейнсторминг (А. Осборн, США) при работе в группе. Основные правила:
7-10 человек (из них только несколько специалистов);
запрет критики;
состояние релаксации, т.е. психической и мышечной расслабленности, комфорта;
все идеи фиксируются без авторства;
все собранные идеи передают группе экспертов для отбора наиболее ценных, как правило, таких бывает около 10 %.
- Синектический штурм (У. Гордон) включает 4 основанных на аналогии приема: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной, или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники).
- Метод фокальных объектов (фокальный – находящийся в фокусе внимания): признаки случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать инерцию и косность привычки.
- Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы. Имея запись по всем осям, и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы в голову.
- Метод контрольных вопросов: составляется целый список наводящих вопросов (чем больше, тем лучше), типа: А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект? и т.п.
Все эти методы влияют на целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов, т.е. на воображение.
Воображение – процесс, создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение бывает пассивным (сон, грезы) и активным. Активное воображение делится на репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Мечта – это тоже воображение, связанное с осознанием желаемого будущего.
Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи – замысел, «вынашивание» замысла; реализация замысла (воплощение смысла).
Основные приемы воображения:
- «агглютинация» - «склеивание» различных, порой несоединимых в действительности частей, качеств;
- гиперболизация – увеличение и уменьшение предмета, изменение отдельных частей;
- схематизация (например, различия сглаживаются, сходство выступает явно);
- типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Язык воображения (и, прежде всего, искусства) – это метафора. Метафора представляет собой выражение одного явления через другое, позволяющее в ряде сопоставлений удержать многозначный смысл. Метафоричность предполагает особый взгляд на окружающий мир, способность делать такие сравнения и сопоставления, которые показывают привычные вещи в необычном ракурсе. Метафоры позволяют увидеть мир сквозь призму воображения, т. е. создать новую реальность.
Рекомендуем к прочтению:
Время мифов
Вначале представления о мире у наших предков не слишком отличались от представлений о той местности, в которой они жили. Разве что мир казался покрупнее. Горы — больше домов и хижин. А могучие реки — шире и обильнее ручейков, питавших пол ...
Какие аминокислоты являются незаменимыми в питании животных и человека?
Приведите примеры.
Незаменимыми являются аминокислоты, которые не синтезируются в организме позвоночных (в том числе и человека) из аммиака [3].
Например [2], для белой крысы известно 10 незаменимых аминокислот: лизин, триптофан, гистидин, фенилаланин, лей ...
Мегамир. Современные астрофизические
и космологические концепции. Основные
космологические модели Вселенной
Современная физика рассматривает мегамир как систему, включающую все небесные тела, диффузную (диффузия – рассеяние) материю, существующую в виде разобщенных атомов и молекул, а также в виде более плотных образований – гигантских облаков ...