Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества
Страница 1

Биология » Концепции современного естествознания » Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества

«Творчество, - подчеркивал Н.А. Бердяев, - всегда есть прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире». Каждый человек является существом творческим. Во всяком процессе творчества есть свои стадии. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральный момент творчества – озарение, интуитивное схватывание нового. Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание. Оно может быть чувственным, рациональным или же эйдетическим. В первом случае интуиция выступает как мгновенное чувство, во втором случае мы имеем дело с интеллектуальной интуицией, в третьем случае речь идет об эйдетической интуиции как единстве чувственного и рационального (согласно философской традиции под эйдосом понимали то, что дано в мышлении и в то же время видимо). Поскольку пути возникновения интуиции не осознаются, постольку есть соблазн видеть тайну интуиции либо в глубинах бессознательного (З.Фрейд), либо в «сверхсознании», под которым К.С. Станиславский, например, понимал высший этап творческого процесса, отличный как от бессознательного, так и от осознанного.

Творчество как процесс создания чего-то нового часто предполагает, что человек может испытывать недостаток информации, знаний, умений для достижения цели, решения той или иной проблемы, осуществления каких-то действий. Именно поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот «рывок в творчество». Огромную роль эмоций в творческом процессе подчеркивал В.И. Вернадский: «Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте! Одна нить – разум, другая – чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве».

Развитие всех форм человеческой деятельности ставит задачу обучения творчеству. Науку о творческой деятельности и методах обучения ей называют эвристикой. («Эврика!» означает «нашел!», название «эвристика» придумал древнегреческий математик Папп). Сократические беседы, обмен мнениями, дискуссии, анализ проблемных ситуаций – все это способствует развитию духовных, творческих способностей личности.

Интуиция и творчество не поддаются логическому анализу и описанию. Однако мечта всех ученых – найти некий алгоритм творчества, прежде всего творческого решения проблем. Созданы методы, которые называют эвристическими. Эти методы требуют мобилизации таланта, памяти, внимания, воображения субъекта. Философия имеет эвристический характер, поэтому ее изучение является одним из действенных средств постижения тайн интуиции и творчества. Эвристическим содержанием обладают все принципы науки. Так, например, в физике действует принцип соответствия: должно быть соответствие между старой и новой теорией, в некотором пределе математический аппарат новой теории должен совпадать с математическим аппаратом старой теории. Когда Лобачевский создавал свой знаменитый вариант неевклидовой геометрии, то в качестве эвристического принципа он использовал постулат об обусловленности свойств пространства в микромире взаимодействием молекул, вследствие чего для описания этого пространства необходима особая неевклидова геометрия. Таким образом, любые философские и научные положения, идеи, принципы имеют эвристический характер: они могут привести, а могут и не привести к успеху. Использование любых эвристик всегда связано с риском неудачи и, следовательно, требует осторожности.

Поиски алгоритма творчества привели к исследованию научного и технического творчества, которое рассматривается как нахождение принципиально нового решения научной или технической проблемы. Выявлена структура мыслительного процесса решения проблемы: 1) мотивация (желание решить проблему); 2) анализ проблемы; 3) поиск решения: а) использование имеющегося алгоритма; б) перебор вариантов с целью выбора наиболее оптимального; в) решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов; г) поиск принципиально нового решения (творческое мышление), связанный с углублением логических рассуждений, использованием аналогии, эвристических приемов.

Неудача на этом этапе вызывает целую гамму эмоциональных состояний от отчаяния до страсти и одержимости. В этом случае переключение на другую деятельность – лучший способ дать идее «созреть», потому что внутренняя творческая работа не прекращается ни на миг.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Оборудование
· Аналитические весы · Пробирки · Скальпели · Пинцеты · Линейка · Песочные часы · Чашки Петри · Спиртовка · Автоклав · Штатив · Фильтровальная бумага ...

Функциональные и молекулярные резервы организма
Адаптация организма к условиям среды в общебиологическом плане необходима для сохранения как каждого индивидуума, так и каждого вида. А для человека, который является объектом не только биологическим, но прежде всего социальным, приспособ ...

Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей
БЕЛКИ - высокомолекулярные органические соединения, биополимеры, построенные из 20 видов L-аминокислотных остатков, соединенных в определенной последовательности в длинные цепи. Молекулярная масса белков варьируется от 5 тыс. до 1 млн. На ...