Эмоции и творчество. Жизнь как ценность. Эмоции и их роль в жизни человека
Страница 2

Биология » Концепции современного естествознания » Эмоции и творчество. Жизнь как ценность. Эмоции и их роль в жизни человека

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоци­ональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Как писал С. Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель . Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели». Объектом страсти может быть и человек, и определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими. Страсть всегда побуждает человека к активности, она отличается стойкостью, длительностью времени, в течение которого она проявляется и владеет человеком. Страсти могут быть положительными и отрицательными. Положительные, высокие страсти облагораживают жизнь, делая ее содержательной , интересной, красивой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти. Отрицательные страсти разрушительны для личности, толкая на аморальные поступки, они губительны для человека и, как правило, ведут к трагедии.

Эмоции, чувства и состояния могут оцениваться и по таким параметрам, как: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), способ их внешнего выражения (экспрессия) и др. В целом же, чувства и эмоции не отделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» (В. Вундт).

Является ли эмоция нарушением поведения или, напротив, это организующая реакция? Дарвин, Кеннон, Линер считали в целом, что эмоция является полезной, и что она представляет собой адаптивный процесс благодаря осуществляемой ею энергетической мобилизации в ответ на требования среды. Напротив, большинство других психологов рассматривали эмоцию как дезорганизацию, нарушение деятельности. Именно это резкое нарушение адекватного действия, любого поиска адаптации, эта дезорганизация, распространение возбуждения на весь организм и характеризуют эмоцию. Так, эмоция вызывает нарушения памяти, навыков и вообще замену трудных действий более легкими. Эмоция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда мотивация яв­ляется слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Эмоция — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость.

Например, студент, сдающий экзамен и имеющий избыточную мотивацию по сравнению с его возможностями. При слабом уровне дезорганизации эмоция может выражаться в виде несвойственных ему и излишних негативных реакций: влажные руки, общее напряжение, затрудненное пищеварение, возбужденность. Эти органические расстройства, если они не слишком сильны, могут сочетаться с высокой успешностью на экзамене. При более значительном уровне дезорганизации экзаменующийся теряется, приходит в замешательство, нарушения охватывают саму психическую деятельность: возникает неясность мыслей, провалы памяти, вербальные затруднения. Вегетативные проявления могут стать еще более сильными: слезы, покрас­нение или побледнение, а иногда даже обморок. Как говорил Хоудж, «эмоциональные реакции обратно пропорциональны способности высших мозговых центров противостоять данной ситуации».

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению:

Против заблуждений разума
Если вы взглянете на портрет Бэкона, то сразу скажете: этот человек жил в конце XVI — в первой половине XVII века в Англии. Высокий лоб и внимательные глаза говорят о его прирожденном уме, наблюдательности. А роскошная одежда и шляпа гово ...

Долговременные эффекты пренатального стресса на сердечно-сосудистую систему взрослых крыс обоего пола
У потомков крыс, рожденных матерями, которые были подвергнуты стрессу во время беременности, базальные гемодинамические параметры и чувствительность барорефлекса не отличались от таковых у контрольных животных. Последствия пренатального с ...

Генетический код и его свойства
Необходимость кодирования структуры белков линейной последовательности нуклеотидов мРНК и ДНК продиктованы тем, что в ходе трансляции: · Нет соответствия между числом номеров в матрице мРНК и продукте – синтезируемом белке; · Отсутств ...