Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание
Страница 2

Биология » Концепции современного естествознания » Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание

- отказ от субстанционализма, т.к. материя неисчерпаема вглубь.

Основные черты постнеклассической науки (с 80-х гг. ХХ в.):

- глобальный эволюционизм: идея эволюции вышла за рамки биологии, естествознание ведет поиск закономерностей и механизмов эволюции на всех уровнях организации материи;

- самоорганизация материальных систем: развитие сложных, открытых, нелинейных, неравновесных систем ведет к переходу их в неустойчивое состояние, выход из которого осуществляется путем перестройки элементов системы, возникает согласование поведения элементов, приводящее в качественно новое состояние с упорядоченной структурой. Поскольку существует множество возможных ходов развития, то выбор одного из них случаен. Порядок возникает из хаоса, случайность встроена в механизм эволюции;

- антропный принцип: наблюдатель осознает себя частью исследуемого мира, активно взаимодействует с наблюдаемым объектом. Поэтому Вселенная такова, какая она есть, потому, что в ней существует человек (наблюдатель);

- плюрализм истины: нет застывшего, неизменного образа объекта;

- антиредукционизм: отказ от возможности объяснить сложное чем-то простым, элементарным. Мир состоит не из элементов-кирпичиков, а из совокупности процессов – вихрей, волн, турбулентных движений, и представляет собой бесконечное многообразие взаимодействующих открытых систем с обратной связью.

- комплексность науки: преобладают процессы интеграции, ведущие к интенсификации междисциплинарных исследований.

Основные понятия темы:

Парадигма (Т. Кун) – признанная научным сообществом модель постановки и решения проблем.

Принцип фальсификации (К. Поппер) – это принцип, позволяющий отличать научное знание от ненаучного, утверждающий принципиальную опровергаемость любой научной теории.

Естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) – система важнейших принципов и законов, лежащих в основе объяснения природы как единого целого.

Принцип дальнодействия (Ньютон) – взаимодействие между телами происходит мгновенно на любом расстоянии, без каких-либо материальных посредников.

Принцип редукционизма – сведение закономерностей более высоких форм движения материи к законам простейшей формы – механической.

Принцип детерминизма – признание всеобщей обусловленности явлений и событий. Механистический детерминизм признает необходимость и отрицает случайность в природе. Вероятностный детерминизм рассматривает случайность как форму проявления необходимости.

Принцип близкодействия (Фарадей) – любые взаимодействия передаются полем от точки к точке непрерывно и с конечной скоростью.

Вероятность - количественное выражение (мера) возможности наступления какого-либо события (явления) в конкретных условиях.

Корпускулярно-волновой дуализм – признание двойственной природы объектов микромира, которые одновременно обладают свойствами волны и частицы (корпускулы).

Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями объекта, они выражают однозначный характер связи.

Статистические закономерности – результат взаимодействия большого числа элементов и характеризуют их поведение в целом. Иначе их называют законами средних величин.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Основные принципы термодинамики. Значение законов термодинамики в описании явлений природы
Статистическое описание природы находит свое воплощение в термодинамике. Термодинамика базируется на двух основных законах. Закон сохранения энергии. Он выполняется во всех явлениях природы и подтверждается опытом человечества. Q = U – ...

Мысленный взгляд
Как мозг справляется с непростой задачей создания образа? Глаза воспринимают разрозненные световые пятна. Чтобы превратить их в изображение, требуется колоссальная работа мозга. Я смотрю в зеркало и не знаю, кого там вижу! Один человек н ...

Сциентизм и антисциентизм – мировоззренческие позиции ХХ века и их влияние на развитие культуры
В разные исторические эпохи в качестве основания культуры, ее ведущего духовного компонента, выступали разные духовные формы: в античности – политика и мораль; в средневековье – религия; в эпоху Возрождения – искусство; в новое время – на ...