Научные революции и смена картин мираСтраница 3
частная – затрагивает одну область знания;
комплексная – затрагивает ряд областей знания;
глобальная – радикально меняет основания науки.
В истории науки глобальных революций было три: В VI – IV вв. до н.э. возникла наука как рациональный способ познания мира; ХVI-ХVII вв. – революция привела к созданию классического естествознания; ХХ в. – научно-техническая революция – вела не только к радикальным изменениям в науке и технике, но и к масштабным социально-экономическим преобразованиям, в том числе качественным изменениям в производительных силах общества.
Итак, глобальная научная революция означает «потрясение основ», в результате которого происходит смена парадигм. В истории развития естествознания принято выделять три глобальные научные революции и называть по именам ученых, сыгравших в них решающую роль: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.
В VI – IV вв. до н.э. возникла наука как рациональный способ познания мира. Аристотель создал формальную логику – науку о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания. Аристотель впервые предметно дифференцировал научное знание: отделил науки о природе от метафизики (философии) и математики. Аристотелевские нормы научности знания, способы обоснования в науке успешно использовались в течение 1000 лет, а законы формальной логики действуют и поныне.
Революция в естествознании, начавшаяся в 90-х гг. ХIХ в. и продолжавшаяся до середины ХХ в. также носила глобальный характер. Она началась в физике, а затем распространилась на все остальные науки.
I этап (90-е гг. ХIХ в. – 20-е гг. ХХ в.): были сделаны открытия, в корне изменившие научные представления о мире,-
электромагнитных волн (Герц);
коротковолнового электромагнитного излучения (Рентген);
радиоактивности (Беккерель);
электрона (Томсон);
светового давления (Лебедев);
идеи кванта (М. Планк);
создание теории относительности (Эйнштейн) и др.
Крушение прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени получило название «кризиса физики», которое обозначало кризис механистических оснований классической науки.
II этап (сер. 20-х гг. – 40-е гг. ХХ в.) – создание квантовой механики и соединение ее с теорией относительности в новой квантово-релятивистской картине мира.
III этап (40-е – 70-е гг. ХХ в.) - овладение атомной энергией, создание ЭВМ и кибернетики, начало освоения космоса и развитие космонавтики и др. Научная революция соединяется с технической, что приводит к НТР.
В настоящее время происходит очередная глобальная революция, в результате которой рождается новая наука – постнеклассическая, в которой сосуществуют несколько парадигм.
Рекомендуем к прочтению:
Антибиотические белки и пептиды и воспалительный процесс
Катионные пептиды и белки, будучи представленными в значительных количествах в мобильных клетках принимают активное участие в гуморально-клеточной кооперации крови и соединительной ткани в ходе такого сложного патофизиологического процесс ...
Рожь
История ржи как культурного растения довольно необычна. Её происхождение было установлено академиком Николаем Ивановичем Вавиловым. Дикорастущая рожь издавна засоряла посевы пшеницы и ячменя. В Передней Азии её прозвали "джодуар" ...
Уран
Уран имеет цвет морской волны и выглядит невыразительно, поскольку верхние слои его атмосферы заполнены туманом, сквозь который пролетавшему вблизи него в 1986 зонду «Вояджер-2» с трудом удалось увидеть несколько облаков. Ось планеты накл ...