Всеобщие методы научного познания
Страница 1

Синтез – это процесс соединения воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.

Например, синтезирование нового вещества в химии.

Анализ – это разделение объекта (мысленно или реально) на составные частицы с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т.п.

Например, уже в Древнем Риме анализ использовался для проверки качества золота и серебра в виде так называемого купелирования (анализируемое вещество взвешивалось до и после нагрева) (Химия).

Дедукция – это получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводимостью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводимости конкретной медной проволоки (зная, что медь – металл) (Физика).

Индукция – это метод познания, основывающийся на формальнологическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Или – это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.

Например, в процессе экспериментального изучения электрических явлений использовались проводники тока, выполненные из различных металлов. На основании многочисленных единичных опытов сформировался общий вывод об электропроводимости всех металлов. Наряду с другими методами познания, индуктивный метод сыграл важную роль в открытии некоторых законов природы (всемирного тяготения, атмосферного давления, теплового расширения тел и др.) (Физика).

В результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к тем или иным теоретическим положениям, т.е. научным абстракциям. Результат, полученный в процессе абстрагирования, именуют абстракцией.

Понимание электромагнитных явлений (конкретного) после появления знаменитых уравнений Максвелла существенно расширилось и обогатилось. Из его математических абстракций вытекали важные выводы, касающиеся конкретных проявлений электромагнитного поля. Эти выводы свидетельствовали, что всякое изменение электрического поля вызывает появление поля магнитного, и, наоборот, что реально существуют электромагнитные волны (впоследствии экспериментально открытые Герцем), что скорость распространения их в пустоте равна скорости распространения в ней света (отсюда следовало, что свет имеет электромагнитную природу), что электромагнитная волна переносит определенную энергию, что при попадании на препятствие эта волна должна оказывать на него давление (которое впервые измерил русский физик П.Н. Лебедев, установивший, что оно совпадает с теоретическим значением, полученным Максвеллом) (Физика).

Аналогия – это подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии. Метод аналогии применяет и в физике, и в химии, и в гуманитарных дисциплинах.

Например, в биологии, при сравнении каких-либо растений можно сказать, что аналогичны они или нет, аналогично ли строение их клеток, соцветий и т.п. (Биология).

Обобщение – это логический процесс перехода от единичному к общему, от менее общего к более общему значению.

Например, обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. В формальной логике под обобщением понятия понимают переход от видового к родовому понятию.

Так, например, при переходе от понятия «дуб» к понятию «дерево» отбрасываются признаки, специфические для дуба (Биология). Или в экологии: от понятия «озоновая дыра» переходят к понятию «экологическая угроза для атмосферы» или «засыхание реки» – «неблагоприятная окружающая среда».

Классификация – это некоторая совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов).

Например, может использоваться как в химии, так и в биологии. В биологии все виды делятся на подвиды, классы на подклассы по каким-то общим признакам (например, класс млекопитающих, класс пресмыкаю-щихся). В химии химические вещества делятся на металлы и неметаллы.

Моделирование – это изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующегося на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект – оригинал. Моделирование бывает мысленное (идеальное), физическое, символическое (знаковое) или математическое и численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ).

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Выводы
На основе изложенного материала по теме «Технология и техника добывания уссурийского кабана в Архаринском районе» можно сделать следующие выводы. 1. Кабаны рода sus должны быть отнесены к высокоорганизованным животным. В процессе эволюци ...

Получение мембранного белка бактериородопсина, меченного дейтерием по остаткам ароматических аминокислот l-Фенилаланина, L-Тирозина и L-Триптофана.
Биосинтетически получены препараты мембранного белка бактериородопсина, в которых природные ароматические аминокислоты L-фенилаланин, L-тирозин и L-триптофан селективно замещены на их дейтерий-меченные аналоги. Это достигается путем культ ...

Плаун темный – (Lycopodium obscurum L.)
Плаун тёмный распространен в хвойных и смешанных лесах на Дальнем Востоке, в Японии, Китае и Северной Америке. Зимостоек. Горизонтальные стебли залегают в почве, от них поднимаются наземные, прямостоячие, с торчащими спороносными колоска ...